Широта распространения болезней в древнем мире вызвала потребность во врачевании и обусловила появление медицины, как специфической области человеческой деятельности и культуры (Сорокина. 1992). Уже в древности были замечены склонность некоторых болезней к повальным эпидемиям и связь многих заболеваний с определенными условиями - местностью, сезоном года, характером пищи или поведения. Наблюдения над массовыми болезнями формировали эмпирические подходы к их лечению и профилактике. Такие профилактические и гигиенические правила облекались в форму примет, суеверий, табу, призванных по образному выражению В.И. Даля (1862) запугать "малого и глупого", заставить невежественного человека "окольными путями" делать то, что "напрямик добиться от него трудно". Создавая свои гигиенические правила, народ часто давал им суеверное толкование. Такие суеверия обычно сохранялись дольше, чем память о причинах, вызвавших их рождение. Поэтому и сейчас мы часто сталкиваемся со многими традиционными правилами поведения, облаченными в причудливую форму народных примет, поверий или предрассудков, функциональная основа которых неясна при поверхностном наблюдении. Это отнюдь не означает, что любое суеверие целесообразно. Верные и полезные приметы порой трудно выделить из множества ложных, так как в древности разумная мысль нередко облекалась в мистическую оболочку. Задолго до возникновения письменности знание было словесно организовано в форму кратких изречений, передававшихся из поколения в поколение, которые имели силу норм, правил, законов, направленных на сохранение отдельного человека, целых народов и укрепление мощи государства. Впоследствии многие рациональные эмпирические медицинские знания нашли отражение в первых письменных источниках Египта. Индии. Иудеи, Китая (Бароян, 1967). Со времен язычества люди научились выделять по клинике многие болезни из сборной группы "лихорадок". Отражением этого является существование в мифологии множества богинь, демонов и ведьм, вызывающих различные лихорадочные заболевания, В Древней Руси народные целители знали и определяли не менее дюжины различных болезней, сопровождающихся лихорадкой; и, соответственно, в русских сказаниях присутствуют двенадцать демонов-трясовиц (трясся, гладея, желтея, храпуша и так далее), олицетворяющих различные лихорадочные заболевания. Кроме этого отдельно существовал образ чумы (Мифы народов мира, 1980), которую достоверно отличали от обычного лихорадочного заболевания. Наряду с чумой одной из первых среди лихорадок древним человеком была идентифицирована малярия, тогда же была отмечена и связь последней с болотами. В древнеримской мифологии выделялись Деа Фебрис Тетциана и Деа Фебрис Квартана - богини, посвященные трех- и четырехдневным лихорадкам, то есть трехдневной и четырехдневной малярии, хорошо известным современным медикам. По смыслу близким к этим богиням был культ богини Мефитис, вызывавшей "лихорадку болотных испарений", то есть опять же малярию (Мифологический словарь, 1992). В русской мифологии с малярией можно связать образ Параскевы-Пятницы - продолжение главного южнославянского женского божества Мокоти (воды-влаги), которая в негативной своей ипостаси соотнесена с лихорадкой-трясовицей (Мифы народов мира. 1980).
Продолжение следует...
|