Из глубокой древности доходят до нас упоминания о другой протозойной трансмиссивной инфекции - кожном лейшманиозе(рис.5;6). На многих керамических изделиях Перуанской империи Инков (2 тыс. лет до н.э.) воспроизведены изображения людей с язвами и рубцами на лице, которые большинство исследователей отожествляют с перуанским кожным лейшманиозом - "ута" (Кожевников и др.. 1947, Brucker, 1992). В мифах ирокезов - американских индейцев Хадагона - воплощение болезней и смерти изображается с деформированным, сдвинутым на бок носом (Мифологический словарь. 1992), что можно считать за отображение эспундии - кожно-слизистого американского лейшманиоза, вызывающего разрушение хрящей носа и гибель заболевших. - В "Илиаде" (IX в. до н.э.) имеются следующие строки (перевод Гнедича):
- "Сын Громовержца и Леты, Феб, царем прогневанный,
- Язву на воинство злую навел ...
- В самом начале на мулов напал он и псов празднобродячих.
- После постиг ч народ..."
Конечно трудно точно установить болезнь, поразившую ахеян под стенами осажденной Трои. но участие собак заставляет, по мнению П.В.Кожевникова с соавторами (1947), думать о лейшманиозе. По нашему мнению нельзя исключить, что в этом отрывке речь идет об описании эпизоотии и эпидемии сибирской язвы. Во второй песне "Иллиады" Гомер объясняет почему Филокнет не смог прибыть к стенам осожденной Трои (перевод Гнедича): - "...лежал предводитель на острове Лемне священном,
- в тяжких страданиях, где он оставлен сынами ахеян,
- мучимый язвою злой, нанесенной пагубной гидрой. "
Не была ли лимнейская гидра греческих мифов олицетворением кожного лейшманиоза, эндемичного для островов Эгейского моря? На этот вопрос отечественных классиков изучения кожного лейшманиоза П.В.Кожевникова, Н.В. Добротворской и Н.И.Латышева (1947) не существует определенного ответа. Известно, что Александр Македонский (IV в. до н.э.) к концу своей жизни страдал какой-то болезнью, названной персидским поэтом Фирдоуси в эпической поэме "Шах Наме" - "азар". Эта болезнь и привела великого завоевателя древности к кончине в Вавилоне в 323 г. до н.э. Одни исследователи склонны видеть в этой болезни "Балхскую язву"- кожный лейшманиоз (Кожевников и др., 1947), другие - малярию (Резников, 1950). В пользу последнего предположения говорит описание клиники болезни, приводимое в других источниках, которая больше напоминает тяжелую церебральную форму тропической малярии (Плутарх, 1893), а недоброкачественный кожный лейшманиоз, эндемичный в Балхе (Афганистан) и в наши дни. В подтверждение малярийной гипотезы существует легенда, приведенная в трудах Ариана (1837), согласно которой "волхвы-провидцы" не советовали Александру. возвращавшемуся из успешного похода в Индию в свою временную столицу - Вавилон, входить в город по восточной короткой дороге, проходившей среди болот. Однако, Александр не внял предостережениям, не захотел делать крюк и входить в Вавилон по сухой западной дороге. Вскоре после возвращения в Вавилон Александр тяжело заболел (Ариан, 1912).
|